Прокуратура Юго-Западного административного округа утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 14 участников преступного сообщества - жителей столичного региона в возрасте от 31 до 53 лет. В зависимости от роли и степени участия они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 210 УК РФ (организация и участие в преступном сообществе), п. «а,б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере), ч. 4 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший ее модификацию, создавший угрозу наступления тяжких последствий, с причинением крупного ущерба, совершенный организованной группой).
По версии следствия, деятельность преступного сообщества осуществлялась на территории различных продовольственных рынков столицы и заключалась во внесении изменений в «электронную контрольную ленту защищенную» (ЭКЛЗ), применяемую в контрольно-кассовой технике (кассы, ККТ), что привело к несоответствию ЭКЛЗ установленным требованиям, обеспечивающим некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, в целях правильного исчисления налогов.
Так, по разработанному лидерами и руководителями преступного сообщества плану, в период с 2012 года по июнь 2018 года (когда преступная деятельность была пресечена), участники преступного сообщества регистрировали в подразделениях ИФНС РФ в качестве индивидуальных предпринимателей подставных лиц, как правило, ведущих маргинальный образ жизни, для получения учредительной документации Индивидуального предпринимателя.
В дальнейшем от имени фиктивных предпринимателей оформлялись на участников организованной группы нотариальные доверенности, предоставляющие право на осуществление предпринимательской деятельности от имени Индивидуального предпринимателя.
Затем, участники преступной группы предоставляли лицам, планирующим заниматься предпринимательской деятельностью, но не желающим оформлять себя в качестве ИП, вести и сдавать отчетность, регистрировать ККТ и осуществлять иные действия, предусмотренные законом, в аренду модифицированный ККТ (кассовый аппарат), копии учредительных документов и доверенностей, на условиях оплаты аренды в сумме от 5 тыс. рублей ежемесячно за кассовый аппарат «старого образа» и до 10 тыс. рублей ежемесячно за кассовый аппарат «нового образца».
Арендная плата за кассовые аппараты ежемесячно собиралась участниками преступного сообщества, осуществляющими курьерские функции согласно отведенным преступным ролям, а также бухгалтерами из числа участников группы, в виде наличных денежных средств или путем безналичных денежных переводов на дебетовые банковские карты членов группы.
Банковские карты, на которые происходило зачисление денежных средств за пользование ККТ, оформлялись на сторонних лиц, из числа окружения членов организованной группы, и после их зачисления обналичивались и распределялись среди членов организованной группы.
Таким образом, на протяжении длительного периода времени от имени одного Индивидуального предпринимателя, подконтрольного членам преступного сообщества, осуществлялась реальная фактическая предпринимательская деятельность с использованием модифицированных кассовых аппаратов на территории и в помещениях различных рынков, торговых центров и иных объектов рыночной торговли и потребительского рынка, расположенных в различных регионах страны, сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере.
Предоставляемые участниками сообщества в аренду предпринимателям модифицированные кассовые аппараты имели идентичные либо «нечитаемые» заводские номера, ЭКЛЗ, используемые в ККТ, модифицировались вопреки действующему законодательству, что приводило к тому, что налоги от фактической предпринимательской деятельности с использованием этих кассовых аппаратов в бюджет Российской Федерации не поступали, что создало угрозу причинения тяжких последствий в виде имущественного ущерба государству в особо крупном размере.
В результате незаконной предпринимательской деятельности и неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации и ее модификации, государству в лице налогового органа причинен крупный ущерб в размере более 69,8 млн рублей (в виде не поступления указанной суммы в качестве налогов в бюджет) сопряженный с извлечением дохода в размере более 120 млн рублей.
Уголовное дело направлено в Зюзинский районный суд г. Москвы для рассмотрения по существу. В отношении обвиняемых избраны меры пресечения в виде домашнего ареста и подписки о невыезде.